Решение КС стало возможным благодаря заявлениям четырех пострадавших в ДТП из Краснодарского края, которые добились от КС пересмотра решений, вынесенных нижестоящими судами, которые отказались взыскивать разницу с виновников ДТП в стоимости ремонта с учетом новых деталей и с учетом износа. До этого момента действовало разъяснение Верховного суда (ВС), в котором говорилось, что в по Гражданскому Кодексу допускается требовать только недоплаченные по ОСАГО денежные средства, но при этом расчет вести с учетом износа комплектующих по Единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт. Таким образом получалось, чтобы качественно отремонтировать автомобиль потерпевшим приходилось доплачивать из собственных средств, т.к. суды отклоняли требования автовладельцев о компенсации разницы между реальной ценой ремонта и расчетной.
Также надо отметить, что КС дал право судам уменьшать суммы требований в зависимости от того, какие комплектующие использовались при ремонте, а также, если совершивший ДТП участник сможет обеспечить ремонт дешевле.
В нашей компании Вы можете быстро и без переплат оформить ОСАГО, а также мы поможем без проблем пройти техосмотр и купить диагностическую карту для ОСАГО.
По мнению президента РСА Игоря Юргенса такое решение КС возвращает ситуацию, которая была до введения ОСАГО. Он приводит в пример ситуацию, когда пострадали Bentley и "Лады Приора", при этом машина кредитная. "Владелец Bentley говорит: "Нет, 400 тыс. руб. мне не хватит, ты, дорогая, мне должна еще 6 млн руб.— рассуждает господин Юргенс.— В этой ситуации я не вижу справедливости. Это ровно то, с чего мы начинали. Это означает, что девушка должна продать квартиру, залезть в долги. Для меня это решение носит не совсем бесспорный характер". Господин Юргенс, однако, говорит, что это мнение его личное.
При этом, по словам господина Юргенса, КС подтвердил и конституционность ОСАГО. "Закон об ОСАГО вводит лимит 400 тыс. руб. по "железу", 500 тыс. руб. по жизни и здоровью. Нельзя заплатить 6 тыс. руб. премии и получить миллионы за ремонт. Это выше здравого смысла",— говорит он.
Максима Ханжина (глава Ассоциации по защите прав автострахователей) говорит, что на деле решение КС не сильно изменит ситуацию. "И сейчас, если гражданину не хватает выплаты, которую рассчитал страховщик, он может получить недостающее с виновника ДТП",— говорит он. При этом очень много вопросов к методике, использующуюся страховыми компаниями для расчета выплаты, и что ее необходимо улучшать, чтобы избежать ситуации, когда расчет по ОСАГО значительно меньше, чем необходимо на восстановление автомобиля в реальности, считает эксперт.